ГБО: особенности разных поколений газобаллонного оборудования

  • >
  • ГБО: особенности разных поколений газобаллонного оборудования

Наиболее значительным шагом за всю историю создания и развития автомобильной промышленности было создание профессионального и абсолютно безопасного газового двигателя. Он значительно облегчает использование автомобиля в зимний период и существенно экономит расходы на топливо.

В настоящее время существует 6 поколений газобаллонного оборудования. Сегодня предпочтение отдается 2, 4 и 5 поколениям ГБО. Почему профессионалы остановили выбор именно на этих моделях?

ГБО 2 поколения

2 поколение ГБО представляет собой механическую систему с электронным дозатором газа. Оно предназначено для автомобилей с инжекторным двигателем, каталитическим нейтрализатором и одним датчиком кислорода. Работает по принципу обратной связи: регуляция потока газа осуществляется дозировано в зависимости от режима работы двигателя, информация о котором поступает от датчиков положения дроссельной заслонки. Таким образом минимизируется расход топлива и повышаются ездовые свойства.

В ГБО 2 поколения переключение с бензина на газ и обратно выполняется автоматически по совершении определенного количества оборотов двигателя. Более современные системы предусматривают переключение при достижении охлаждающей жидкости определенной температуры. Данная система поддерживает экологические требования Евро 1 и частично Евро 2.

Но есть и минус – обязательно требуется установка обратного клапана, предотвращающего воспламенение остатков газовой смеси и, соответственно, повреждения трубопровода и датчика расхода воздуха.

ГБО 4 поколения

Полностью автоматизированная система впрыска газа работает согласованно с контроллером двигателя. Отличается точной дозировкой топлива. Двигатель первоначально запускается на бензине и после прогрева до 20оС-30оС переключается на газ. Электронный блок управления по умолчанию блокирует подачу бензина, используя его только при снижении уровня газа до критического.

Электромагнитные форсунки обеспечивают последовательный или параллельный впрыск газа. При этом дозировка гораздо точнее предыдущих поколений.

ГБО 4 поколения устанавливается на автомобили с двумя датчиками кислорода (экологические требованиями Евро 3 и последующие). По желанию владельца производится корректировка температуры переключения на газ, а также установка газового фильтра для защиты от сора, зачастую присутствующего в топливе.

ГБО 5 поколения

Его также называют системой жидкого впрыска, так как в цилиндры газ подается в жидком состоянии. Используется в автомобилях инжекторного типа. Соответствует экологическим стандартам Евро 3 и Евро 4. Совместимо с OBD II, OBD III EOBD – системами бортовой диагностики. Все это позволяет запускать двигатель на газе даже при отрицательных температурах, минимизировать расход топлива без потери мощности.

В ГБО 5 поколения осуществляется автоматическая регуляция дозировки впрыскиваемого газа. Также машинально происходит переключение с бензинового на газовое топливо и обратно.

Данная система не сильно распространена в России, так как обладает повышенной чувствительностью к загрязненному газу, который способствует быстрому износу топливного насоса.

Помимо представленных выше моделей газобаллонного оборудования существуют ГБО 1 и 3 поколения. Они используются гораздо реже, так как при достаточно высокой стоимости не столь совершенны, как 2, 4 и 5 поколения газобаллонного оборудования. В то же время последняя разработка – 6 поколение ГБО, при более современной системе впрыска топлива (2 топлива одновременно – бензин на 20%, газ – на 80%) обладает аналогичными 5 поколению свойствами при невозможности оперативной смены топлива.

Таким образом самым оптимальным вариантом по-прежнему остаются системы 2, 4 и 5 поколений ГБО.